Вопросом того, как развивается зависимость, занимались специалисты разных теоретических и практических направлений в психологии, психиатрии и наркологии. Они выделяют различные, как внешние, так и внутренние факторы, которые играют ключевую роль в развитии зависимости от психоактивных веществ. Представители психоаналитического направления под зависимостью понимают результат неудачного психологического развития, где отсутствует преодоление зависимости ребенка от матери. Эта проблема берёт своё начало либо от избыточного несоответствия своих желаний своим возможностям, либо от удовольствия от взаимодействия с матерью, которое проявляется чрезвычайно сильно, мешая адаптации. Концепция социального обучения приводит другое определение этого недуга. Зависимость - это приобретенное качество, человек этому учится. Интенсивность проявления этого навыка определяется природой ситуации, где он формируется. Зависимое поведение проявляется из-за того, что оно получает поощрение. Его формат может быть как реальным, так и иллюзорным, когда зависимый сам додумывает до нужного ему результата. То, как проявляется зависимость во взрослом возрасте, значительно зависит от влияния окружающей среды. Чаще всего, в модели воспитания детей у таких людей преобладают: избыточная защита, авторитарный и тоталитарный стиль родительства. Поэтому все формы зависимости могут быть объяснены как продолжение зависимости ребенка от матери. Модели «приобретенной зависимости» часто используются в изучении пожилых людей, чья зависимость от родственников формируется их окружением, которые навязывают свою помощь. Из-за этого постепенно формируется отсутствие самостоятельности. Пожилые люди перестают сами себя обслуживать, "учатся" быть зависимыми, особенно в эмоциональном плане. Взамен развитию и активизации имеющихся у них психологических ресурсов, их окружение преувеличивает слабость престарелых людей, проявляет в отношении них «сверхзаботу», ведущую к потере ими независимости. Более высокий уровень женской зависимости, который обычно выявляется в исследованиях и практике, психологи часто объясняют теорией полоролевой социализации. Общество, в частности родители и родственники, часто в большей степени поощряют самостоятельность мальчиков и предписывает для них более жесткие запреты на внешнее проявление зависимых чувств, чем в отношении девочек. Взглядов на проблему зависимости очень много. Но в конечном итоге нужно понимать, что по тем или иным причинам, появившаяся зависимость у человека, требует работы с ней. Только с помощью других людей зависимый сможет освободиться от “рабства”. В этом наш реабилитационный центр “Вершина-Брянск” готов оказать содействие и помощь. Автор: психолог РЦ "Вершина-Брянск" Тимофеев М.Е.