Часто мы слышим, что диагноз "наркоман" — родом из детства. Зависимое поведение формируется задолго до первого употребления наркотика или алкоголя. Ребенок не выбирает своих родителей, и в процессе взросления становление личности происходит под воздействием семьи. А семьи бывают разные — функциональные и деструктивные (дисфункциональные). С латинского языка слово деструктивность переводится как разрушительность, склонность к агрессивному поведению или неплодотворность, которая оставляет после себя предрассудки и заблуждения.

Дисфункциональная семья

Ребенок, который растет в здоровой семье, воспитан на отношениях уважения, внимания и готовности поддержать ближнего. Естественным в таких отношениях является открытое проявление чувств и желаний. Каждый член семьи выполняет свою роль, которая является взаимодополняющей. При воспитании удовлетворяются потребности в безопасности и стабильности, принятии («меня любят»), признании («я могу быть самим собой»).

В деструктивной семье стиль воспитания совсем другой, потребности ребенка не удовлетворяются. Это случается по различным причинам: химическая зависимость родственника (один из близких алкоголик или наркоман), нехимическая зависимость (проявляется в трудоголизме,  игромании, эмоциональных привязанностях или сектантстве), неполная семья, физическое или моральное насилие, смертельное заболевание родного человека.  

Стили воспитания в деструктивной семье

  • Гиперопека. Самый распространенный стиль воспитания. Можно его назвать чрезмерной любовью. Отец, или чаще мать, психологически сливаются со своим ребенком. Они «знают», что он хочет или как ему будет лучше. В трехлетнем возрасте у детей начинают формироваться границы с окружающим миром, появляются слова «я», «ты», «мой». Это сигнал, чтобы научить ребенка правильному социальному восприятию жизни. Обозначить, где «он», а где другой. Гиперопека не дает возможности самостоятельного формирования «Я»-концепции, таким образом, ребенок не сталкивается с жизненными трудностями и не умеет справляться с последствиями своего выбора. У него нет возможности совершать ошибки и справлять их. Формируется беспомощность перед окружающим миром. Примером гиперопеки во взрослой жизни очень часто является помощь избежать службы в армии, административных или уголовных наказаний.
  • Авторитаризм.  Данный стиль воспитанияоснован на ограничении свободы выбора ребенка, жестком пресечении личной инициативы. В такой семье демонстрируется доминирующее положение взрослых, отсутствует близкая связь и теплые отношения, нет компромиссного разрешения ситуации. Ребенок не выбирает сам свое хобби, друзей, профессию. Воспитанник тихий и робкий, готов беспрекословно выполнять требования родителей, старается учиться на «отлично».
  • Попустительство. При данном стиле воспитания родители выбирают тактику невмешательства, ребенок не получает поддержки в процессе становления личности. Под таким воспитанием скрывается незаинтересованность и равнодушие к его проблемам. Ребенок становится раскованным, самостоятельным, делает все, что ему захочется, ведь на его действия не накладывается никаких ограничений. Итогом является вседозволенность и хамство, безответственность, неспособность к выстраиванию доверительных отношений, отсутствует желание помогать и заботиться.
  • Смешанное воспитание. Отсутствует единство родителей при подходе к воспитанию. Очень часто встречается так, что у матери преобладает  гиперопека, а у отца — авторитаризм или попустительство. При смешанном стиле воспитания у ребенка отсутствует чувство стабильности, - ведь мир, в котором он живет, непредсказуем. Это похоже на комнату, дверь из которой постоянно перемещается, и невозможно угадать, где она появится в следующий момент.  У ребенка развивается чувство беспомощности и растерянности, повышена внушаемость, нет оригинальности мышления, отсутствует любознательность и фантазия.

Причины формирования зависимого поведения

  • Гиперчувствительность. Все стили деструктивного воспитания объединяет одно — подавление чувств и желаний ребенка. Воспитаннику такой семьи незнакомо чувство душевного покоя, его эмоциональный фон достигает высоких амплитуд. С самого раннего детства эмоции накапливаются, и нет возможности их безопасно выражать. Его просто этому не научили. В подростковом периоде эмоциональный фон за счет гормонов достигает небывалых высот. Внутреннее состояние похоже на большой паровой котел. Организму необходима разрядка, но нет конструктивного способа.
  • Идеализм. Происходит отделение себя от окружающего мира. При воспитании в деструктивной семье формируются понятия недостижимых идеалов, остро воспринимается несовершенство и несправедливость других людей, в мире все не так, как бы им хотелось.  Отсутствует идентификация с окружением. Возникает иллюзия, что есть возможность построить идеальный мир.
  • Перфекционизм. Отсутствует право на ошибку как у самого ребенка, так и у окружающих. Все должно быть сделано на «отлично» или не сделано вообще. В школе он был круглым отличником или стабильным двоечником. Во взрослой жизни всегда есть виноватые в жизненных проблемах. Это могут быть его друзья или он сам - человек без права на ошибку.                                 

Поведение перфекциониста разделяется на два вектора:

  1. любовь других можно достигнуть, только оправдав их ожидания и добиться отличных результатов;
  2. смириться, что в этой жизни ничего невозможно достигнуть, принять, что он недостоин любви.

Для таких людей реальность жизни невыносима, любая проблема является катастрофой, жизнь превращается в постоянное напряжение. Остается единственный способ — убежать. Тогда на «помощь» приходят наркотики или алкоголь, различные культы или сектантство, эмоционально-значимые отношения. Формируется зависимое поведение, которое может «защитить от реальности».

Возможность начать жить заново

Прошлое невозможно изменить, но изменить будущее — реально. При прохождении реабилитации дополнительные занятия психотерапии позволяют построить новые отношения с родителями и друзьями, научиться распознавать свои чувства и конструктивно их выражать, приобрести навыки эмоциональной саморегуляции, обрести стабильную самооценку. Проблема зависимости кроется глубоко, и непрофессиональному взгляду она практически невидима.